Close

Различия в световых фильтрах

Фильтры для телескопов

Существует два основных типа фильтров:

  • солнечные, лунные и цветные планетарные – для наблюдения за объектами, которые находятся сравнительно недалеко;
  • дипскайные (deep sky) и подобные им ‒ для изучения объектов в определенных спектральных диапазонах, которые находятся глубоко в космосе, например, туманностей.

Чаще всего фильтры маркируются определенными числами по системе «Wratten/Kodak»:

  • №25 – красный фильтр для наблюдений Меркурия. Он повышает контраст между голубым небом и планетарным диском. Используя его при наблюдении Марса, можно увидеть моря и равнины на поверхности Красной планеты.
  • №21 – оранжевый фильтр для визуализации планет в сумерках. Он подчеркнет даже самые мелкие детали объектов.
  • №47 (фиолетовый), №58 (зеленый) и №80А (неплотный синий) служат для уменьшения планетарного сияния и акцентирования планетарных фаз. Через них вы разглядите петли, овалы, облачные полосы, фестоны и Красное пятно на поверхности Юпитера.
  • №15, №25, №58 и №80А применяются для визуализации ярких краев колец Сатурна, повысят четкость при съемке щели Кассини.
  • Сочетание фильтров №15 и №80А корректируют хроматическую аберрацию рефракторов, а №58 способен блокировать городскую засветку.

Еще один тип фильтров для визуализации космических объектов – это фильтры, запрограммированные на пропуск волн определенной длины. OIII-фильтры (дважды ионизированного кислорода) применяются для наблюдений планетарных туманностей, H?-фильтры — слабых эмиссионных туманностей (например, Калифорния, Конская Голова).

Последний вид дипскайных фильтров ‒ линейные (монохроматические), помеченные OIII (ионизированный дважды кислород, подходят для изучения планетарных туманностей) и Hβ (выделяют свечение в зелено-голубом спектре, например, в Конской Голове ‒ слабой туманности эмиссионного типа).

Отдельно можно выделить специализированные кометные фильтры, которые отделяют специфический свет соединений (например, следов цианида).

Фильтры для фотосъемки

Если отталкиваться от назначения, то все светофильтры можно разделить на:

  • нейтральные (ND), размывающие и градиентные, с переходом по резкости;
  • поляризационные ‒ снижают количество отраженного света, наиболее важные фильтры в пейзажной и ландшафтной фотосъемке;
  • защитные ‒ они не пропускают пыль, грязь, поток невидимого глазу УФ-излучения, предохраняют линзу от механических повреждений;
  • с конкретным эффектом – коррекционные и смягчающие, макро, контрастные, усиливающие отдельные цвета, инфракрасные, дающие «эффект звездочек» и так далее.

ND-фильтры

ND-фильтры (Neutral-density) поглощают проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Он незаменим для придания эффекта размытия движущимся объектам: воде, облакам, людям.

Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки, так как дает дополнительно несколько секунд экспонирования. Чем ниже интенсивность освещения, тем длиннее выдержку вы можете выбрать и тем более ярко выраженного эффекта добиться.

Чтобы добиться эффекта размытия падающей воды, достаточно несколько секунд выдержки. Прибой или облака потребуют не менее 30 секунд.

Фотографы, снимающие архитектуру в туристических кластерах, используют фильтр для иной цели — убрать мельтешащих людей с кадра, оставив неподвижное здание.

Таблица поможет подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:

Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп»)Плотность (единицы измерения зависят от производителя)Название фильтра ( Число обозначает во сколько раз уменьшится количество света)Количество пропускаемого света, %
10.3ND250
20.6ND425
30.9ND812.5
41.2ND166.25
51.5ND323.125
61.8ND641.563
72.1ND1280.781
82.4ND2560.391

Градиентные нейтральные светофильтры (GND)

Градиентный светофильтр (GND) затемняет кадр не равномерно, но по определенной геометрической схеме. Чаще всего используются в пейзажной съемке, когда верхняя часть кадра (небо) намного светлее нижней (земля). Благодаря этому простому приспособлению фотография получается с ровным гармоничным светом и требует меньше и более легкой обработки.

Поляризационные фильтры (PL, CPL)

Существует два вида поляриков: линейный (PL) и циркулярный (CPL). Для большинства камер с ручной фокусировкой предназначены фильтры линейной поляризации,  для автофокусных камер — используйте циркулярный (CPL) — фильтры. По цене CPL-фильтры немного дороже линейных.

Максимальный эффект поляризации достигается при градусах близких к 90, то есть, когда солнце стоит в зените. 

Некоторые фотографы используют их как защитные, то есть носят на своих линзах постоянно.

Недостатки

Несмотря на то, что поляризационные фильтры весьма полезны, у них есть свои недостатки:

  • Экспозиция может потребовать на 2-3 ступени больше света, чем обычно.
  • Они требуют определённого угла по отношению к солнцу.
  • Увеличение времени подбора композиции, поскольку требуются вращение.
  • Небольшая потеря в качестве изображения.
  • Не используются для панорамных или широкоугольных снимков.

Защитный ультрафиолетовый светофильтр (UV)

Как известно, человеческий глаз способен воспринимать только ограниченную часть светового спектра (приблизительно между 380 и 760 нанометрами, от фиолетового до красного). Однако матрица камеры способна воспринимать и другие части спектра, лежащие за пределами этого диапазона.

К счастью, матрицы бытовых цифровых камер имеют встроенный инфракрасный фильтр и практически не чувствительны к ультрафиолету, поэтому фильтры IR, UV используются больше как защитные. Камеры для охранных систем, как правило, не имеют такого фильтра. А вот для пленочных камер, эти фильтры убирали дымку и подымали контрастность изображения, минимизируя попадание ультрафиолета на носитель. Выбирать стоит только модели с многослойным покрытием, чтобы избежать нежелательного бликования.

SKY – защитный светофильтр, контролирующий «синеву». Его также можно использовать каждодневно, так как поглощает большую часть ультрафиолета. Придает теплый, слегка розоватый оттенок, не ухудшая цветовой баланс видимой части спектра.

У обыкновенных удавов наравне с нормальным зрением, есть способность видеть в инфракрасном диапазоне. Среди рыб, такой способностью обладают пиранья и золотая рыбка. Среди насекомых — комары. А пчёлы видят излучение в ультрафиолетовом диапазоне, что помогает им находить нектар на цветах. Птицы также способны видеть ультрафиолетовое излучение (300—400 нм).

IR Cut фильтр отсекает все инфракрасное излучение от 700 нм или 750 нм и более длинноволновые. 

UV-IR Cut срезает и инфракрасное излучение от 700-750 нм и ультрафиолет короче 400-410 нм.

Фильтры, отсекающие видимый свет

В противоположность IR Cut фильтрам, особого внимания заслуживают фильтры, отсекающие видимую часть спектра за исключением инфракрасного излучения. Они стоят довольно дорого.

ФильтрПропускаемая часть спектраБлокируемая часть видимого спектра
B + W 092 (89B)
(обычный красный фильтр)
650нм и длиннееВся, кроме красной
Heliopan RG715715нм и длиннееОсновная
Cokin 89B720нм и длиннееОсновная
Hama IRот 720нм до 900нмОсновная
Hoya RM-72740нм и длиннееОсновная
Tiffen 87780нм и длиннееВесь
B + W 093 (87С)830нм и длиннееВесь
Hoya RM-90850…1000нм и длиннееВесь

Спектр инфракрасного излучения делится примерно на три участка, границы между которыми строго не определены:
Ближнее (IR-A): 750–1400 нм
Среднее (IR-B): 1400–3.000 нм
Дальнее (IR-C): 3.000–1.000.000 нм (0,003-1 мм)

Разница между ними состоит в способности передавать энергию молекулам воды и, тем самым, живым организмам. Дальнее инфракрасное излучение, обладающее такой способностью, воспринимается нами как тепло. Матрица цифровой камеры не может зафиксировать волны этой части спектра, поэтому для инфракрасной фотографии представляет интерес только ближнее инфракрасное излучение (IR-A).

Эффекты, которых позволяет добиться ИК-фотография, связаны с количеством отражённого от различных материалов света. Листья, например, отражают инфракрасные лучи гораздо сильнее, чем видимый свет, чтобы избежать перегрева. Поэтому хвоя и листья на ИК-фотографиях выглядят светлыми. Это явление называется называется Wood-эффектом в честь фотографа Роберта Вуда, который в 1910 первым опубликовал инфракрасные фотографии, сделанные с помощью экспериментального типа плёнки.

Более подробно о инфракрасной съемке https://blyg.livejournal.com/21332.html

Фильтры с эффектами

Существуют фильтры, ориентированные на выполнение узко специфичных задач.

Цветоусиливающие фильтры

В каталогах различных фирм-производителей встречаются фильтры–усилители красного (Redhancer, Intensifier), зеленого (Greenhancer, Green Field), голубого (Bluehancer, Blue Intensifier) и других цветов.

Применение этих фильтров в пейзажной съёмке создаёт интересные творческие возможности, эти фильтры хороши для съемок закатов, разнотравья лугов и осенних пейзажей.

Цветоизменяющие фильтры

Changeable color – цвет изменяется при вращении оправы фильтра.

Exoticolor set – набор фильтров, создающих интенсивные цвета, привлекающие внимание. Например, синий морской, ярко-розовый, фиолетовый.

Bi-color, tri-color – состоят из двух или трех разделенных цветных секторов во вращающейся оправе.

Wonder color – одноцветный фильтр, который при вращении оправы меняет цветовые оттенки.

Светофильтры для получения специальных эффектов

Star (лучевой фильтр) – позволяют создавать интересные композиции в кадрах с точечными источниками света, лучи которых с его помощью образуют «звездочки». Выразительные эффекты получаются вращением фильтра.

Dr-oreol (дифракционный ореол) – Создается радужный кружок вокруг яркого источника света на темном фоне.

Triangle (трехгранная призма) – утраивает изображение. Вращением фильтра меняется положение объекта. Также существуют 2-, 4-, 5-, 6-секционные фильтры, вертикальные и параллельные призмы.

Odd out (соединяет невозможное) – скрывает центральную часть изображения, убирает ее вовсе с картинки. Боковые части снимка как бы сдвигаются и склеиваются, при этом выглядя вполне естественно.

Filt (макрополулинза) – половина макролинзы дает возможность на снимке передать резко объект переднего плана, когда вы фокусируетесь на удаленный объект.

Close-up – прикрутив такой фильтр на обычный объектив, вы сможете делать макроснимки обычной оптикой.

Смягчающие фильтры

Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.

Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.

Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.

Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.

Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.

Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.

Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.

Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Автор: Stas Zygar

Привет! С наступившим новым годом! Всем счастья.