Close

Табурин Владимир Амосович

Табурин Владимир Амосович

Владимир Табурин родился около 1870 года. Даты жизни В. А. Табурина (1880—1954), указываемые в ряде источников, не соответствуют действительности и нуждаются в уточнении, поскольку Владимир был младшим из трёх братьев Табуриных и не мог быть рождён после 1873 года, года смерти своего отца, художник уже в 1895—1896 годах плодотворно работал в популярных иллюстрированных журналах «Нива», «Живописное обозрение», «Север».

В годы Русско-японской войны В. А. Табурин вынужден был на время отложить литературную иллюстрацию и сменить направление в своей работе. Как и его старший брат Георгий, капитан 35-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, он отправляется на Дальний Восток в действующую армию. Он прибывает в качестве специального военного корреспондента и фоторепортёра журнала «Нива» к театру военных действий в Маньчжурию. Здесь его деятельность разнообразна: он пишет репортажи, делает бытовые зарисовки с передовой, пробуя себя в качестве баталиста, публикует много экзотических для рядового российского читателя снимков северо-восточного Китая. С лета 1904 года очерки под общим названием «На войне», сопровождаемые рисунками и фотографиями автора, появлялись едва ли не в каждом номере журнала.

Получив всероссийскую известность, Табурин не ограничивается сотрудничеством с «Нивой». Ещё в конце 1890-х гг. он обратился к детской и юношеской литературе, иллюстрировал издание А. Сальникова «Пушкин для ребяток» — сборник избранных стихотворений поэта. В 1908 году он вновь переиздаёт прежние и иллюстрирует новые книги: повесть для юношества А. В. Круглова «Живые умы» в издании «Товарищества М. О. Вольфа»; повести для юношества Лидии Чарской (Л. А. Вороновой, по мужу Чуриловой), журналы для детей и многое другое.

Самым выдающимся событием в области книжной графики для Владимира Табурина становится работа по иллюстрированию произведений Н. В. Гоголя для издательства «Товарищества М. О. Вольфа». Начиная с 1900 года один за другим издаются иллюстрированные собрания сочинений великого классика, в том числе и поэма «Мёртвые души». Собрание сочинений Гоголя в серии «Великие русские писатели», изданное «Товариществом М. О. Вольфа», было одним из самых интересных в этом ряду. Оно было дорогим, роскошно оформленным, рассчитанным на обеспеченного ценителя книги.

Однако подлинным призванием Владимира Табурина стало создание почтовых открыток.

«Русские пословицы в лицах», первая серия

«Не красен обед пирогами, а красен едоками», «Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь», «Хорош Мартын, когда есть алтын. Худ Роман, когда пуст карман», «Не рой ямы другому, сам в неё упадешь», «За двумя зайцами погонишься-ни одного не поймаешь», «Для милого дружка и сережка из ушка».

Первая известная серия открыток компании «Зингер», оформленная по эскизам В. А. Табурина, вышла в 1905 году. Она называлась «Русские пословицы в лицах». Трогательный сюжет открытки мог лаконично дополнять короткие строки солдатской переписки. В своей основе эти открытки напоминали понятный народу лубок — поучительные или развлекательные сценки в русском стиле. В чём-то шутливые, в чём-то ироничные, они воссоздавали деревенский быт, хозяйственный уклад рядового обывателя — потенциального покупателя продукции компании.

[fusion_builder_container hundred_percent=»yes» overflow=»visible»][fusion_builder_row][fusion_builder_column type=»1_1″ background_position=»left top» background_color=»» border_size=»» border_color=»» border_style=»solid» spacing=»yes» background_image=»» background_repeat=»no-repeat» padding=»» margin_top=»0px» margin_bottom=»0px» class=»» id=»» animation_type=»» animation_speed=»0.3″ animation_direction=»left» hide_on_mobile=»no» center_content=»no» min_height=»none»]

«Дети-политики»

«Большевик и меньшевик», «Анархист», «Бундист», «Буржуй», «Кадет», «Каписталист», «Социал-демократ», «Социал-революционер», «Трудовик», «Умеренный».

В 1917 году художник выпускает серию: «Дети-политики», где лубок парадоксальным образом соседствует с карикатурой. Ведущие политические силы России, раздираемой мучительными противоречиями революционной эпохи, своеобразно представлены курносыми, большеглазыми шаловливыми личностями, этакие озорники, только играющие в большую политику. Рисунки смотрятся весьма добродушным для 1917 года шаржем, если не считать образа большевика, злобно и свысока взирающего на малышку-меньшевика, и говорят о равнодушии художника к непонятным и опасным политическим играм своих современников.

«Русские пословицы в лицах», вторая серия

«Много выбирать — женатым не бывать», «Где работа там и густо, а в ленивом доме пусто», «Гречневая каша — матушка наша», «Волков бояться в лес не ходить»,
«Наш пострел везде поспел», «Большому кораблю большое плавание», «Своя ноша не тянет», «Пеший конному не товарищ», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Знаем тех кто громко поёт, а не знаем тех, кто горьки слёзы льёт», «Хлеба есть край, так и под елью рай», «Жена не рукавица, с руки не снимешь, за забор не кинешь».

Серия военных открыток изд. Теодора Киббеля

«В тесноте, да не в обиде», «Нет того хуже, как жене без мужа и мужу без жены», «Глаза не пули, а сердце насквозь разят», «Мал золотник, да дорог», «Солдат с ружьём братается, от костра наедается и дымом согревается», «Уж лучше не свыкаться, коль нужно расставаться», «Ни с небом, ни с ветром не дружись, а земли-матушки держись», «Незваный гость хуже татарина», «Хоть шуба овечья, да душа человечья», «Не рой другому ямы, сам в неё упадешь», «На то и щука в море, чтоб карась не дремал», «Терпи казак — атаманом будешь».

Особое место в творчестве Табурина заняли эскизы к открыткам, посвящённым Первой мировой войне, изданные фирмой Теодора Киббеля в Петрограде в 1916 году. Эти эскизы также сопровождались пословицами, а персонажами были всё те же стилизованные дети, с румяными, пухлыми личиками, слегка напоминающие кукольные, но такая стилизация не была какой-то исключительной особенностью творческой манеры Владимира Табурина — это была дань эпохе, точно так же рисовали войну другие русские художники (А. А. Лавров, издания А. Ф. Постнова), активно эксплуатировалась детская тема в пропагандистских целях художниками открыток из Германии, Англии, Франции. В этой серии художник вновь обыграл сюжет пословицы «Не рой другому ямы, сам в неё упадёшь», как и в предыдущих открытках, только на этот раз она получила буквальное, а не фигуральное толкование.

 

 [/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Автор: Stas Zygar

Привет! С наступившим новым годом! Всем счастья.