Close

Сомов Константин Андреевич

 

avtoportret-1909Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге, в конце XIX века в семье искусствоведа А. И. Сомова, который продолжительное время был старшим хранителем Эрмитажа. Его жена была музыкантом. Своим детям эта творческая супружеская чёта сумела привить любовь к музыке, живописи, театру.

Культурная и творческая атмосфера, наполнявшая родительский дом, помогла Константину Сомову определиться с выбором жизненного пути. 1888–1897 – годы обучения Сомова в петербургской Академии художеств. В эти годы Сомов – частый гость в мастерской Репина.

1897–1899 – годы обучения в парижской студии Коларосси. Именно в этот период художник знакомится с западным модерном, с живописью французского рококо. Именно в результате близкого и детального ознакомления с западным искусством в живописи Сомова проявляются особенности его стиля – символичность, неоднозначность и многогранность его творчества.

Константин Сомов – яркий представитель русского модерна и символизма. Жанровые сцены его полотен воскрешали давно ушедший мир галантных придворных балов и маскарадов, порождали ностальгию за канувшим в прошлое XVIII веком. Современность столь романтически и необычно синтезируется в них с ретроспекциями давно минувших дней, что персонажи художника кажутся элегантными выходцами из иного, потустороннего мира. И даже повседневные герои живописца отличаются какой-то особой внутренней мистичностью, призрачностью, одухотворённой утончённостью, что и придаёт работам мастера такую притягивающую загадочность. («Дама в голубом платье», «Зима. Каток.», «Вечер» — самые известные работы данного направления).

Значительное место в творчестве Константина Сомова занимают портреты, которые в корне отличаются от остальных его полотен. Портреты М. В. Добужинского, М. А. Кузьмина, Е. Е. Лансере, Ф. К. Сологуба, А. А. Блока и многих других отличаются реализмом и лаконизмом изображения, мастерской техникой исполнения. При их написании Сомов использует карандаш, с подсветкой акварелью, гуашью и белилами.

36

Константин Сомов является также и известным общественным деятелем. Он принимал активное участие с создании журнала «Мир искусства», создавал обложки и иллюстрации к книгам (среди них произведения Н. Гоголя, пушкинский «Граф Нулин», многие зарубежные произведения, такие как «Манон Леско» А. Прево и пр.).

Многогранный талант К. Сомова распространялся не только на живопись, но и на скульптуру. Он создаёт изысканные фарфоровые статуэтки: «Влюблённые», «Граф Нулин» и др.

Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Сомов никогда больше не приезжал в Россию, где по нему лишь после смерти осталась вечная память благодаря его бессмертным полотнам.

Источник:

  • Эрнст С. P. К. А. Сомов. — СПБ: изд. Общины Св. Евгении, 1918.
  • К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973.
  • К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. — М.: Искусство, 1979.
  • Клейн Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие. СПб., 2002
  • Пружан И. Н. Константин Сомов. — М.: Изобразительное искусство, 1972.
  • Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. — М.: Театралис, 2012.
  • Ельшевская Г. В. Короткая книга о Константине Сомове. — М.: Новое литературное обозрение, 2003
  • konstantinsomov.ru
  • gallerix.ru

Читайте также

КАРТИНЫ СОМОВА

Жанровые сцены его полотен воскрешали давно ушедший мир галантных придворных балов и маскарадов, порождали ностальгию за канувшим в прошлое XVIII веком.

ФИЛЬМЫ О КОНСТАНТИНЕ АНДРЕЕВИЧЕ СОМОВЕ

Фильм повествует о жизни и творчестве Константина Андреевича Сомова — одного из
выдающихся живописцев XX века, художника карнавалов и феерий, певца Коломбин и
Арлекинов, ученика И.Е. Репина и одного из основателей известного журнала “Мир искусства”.
Сомову удалось отразить в своей изысканной графике и чувственных полотнах тонкую душу
печального романтика и свою вечную любовь к уходящему миру роскоши.

КОТАРБИНСКИЙ ВИЛЬГЕЛЬМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Поляк Котарбинский великий мечтатель. Он любит мечтать о важном и ничтожном, серьезно и шутя. После обеда. Во время короткого отдыха от неустанной работы, он не прочь потолковать о том, что надо полагать, все дело в электрических токах, а потому следовало бы ходить в стеклянных калошах; что все на свете предопределено от начала веков, а потому всякие заботы – вздор; что есть бесконечно великое.

ПЕРЕПИСКА СОМОВА

Личные письма выдающегося живописца ХХ века, художника карнавалов и феерий, ученика И.Е. Репина и одного из основателей известного журнала «Мир искусства».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Автор: Stas Zygar

Привет! С наступившим новым годом! Всем счастья.