Close

Маковский Константин Егорович

Предвидя успех картины «Боярский свадебный пир в XVII веке», Маковский, регулярно принимавший участие в выставках передвижников, в 1883 году отказался экспонировать картину на очередной выставке, а в 1884 году вышел из Товарищества передвижников. Он организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне. На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
В картинах из боярского быта Маковский вовсе не стремился вскрыть движущие силы истории или отразить ее важнейшие события. Он обращался к изображению старинных обрядов или литературным сюжетам. Сами изобразительные приемы Маковского опираются на литературные описания, характерные в частности для исторических романов А.К.Толстого, и прежде всего знаменитого романа «Князь Серебряный». Отсюда идет перегруженность картин историческим реквизитом, затмевающим человеческие лица.
Характерная для позднего академизма облегченность и развлекательность лежат в основе исторических анекдотов Маковского. В большинстве картин господствует форма театрального действа. Даже картина «Смерть Иоанна Грозного», наиболее значительная из этих работ, напоминает финал пьесы. И в то же время эти картины отличаются несомненной живописностью, декоративностью, стильной манерой. Живописное качество его исторических полотен в не меньшей степени, чем занятные сюжеты, привлекало внимание публики и критики. Именно оно заставляло даже непримиримых антагонистов Маковского признавать его талант. Работы «боярского» жанра охотно покупали иностранные коллекционеры, благодаря чему многие из них оказались за пределами России.
Отсутствие каких-либо психологических поисков в его картинах становится слишком заметным недостатком для конца XIX века. Многие последующие работы «боярского» жанра стали только поводом для воплощения излюбленных типов боярышень с одинаковыми миловидными лицами. В творчестве Маковского возникает особый вид типажного портрета – головки боярышень. Они представляют галерею русских красавиц, идеальный женский тип с национальным оттенком. Наряду с ними Маковский показывал на выставках Санкт-Петербургского общества художников «головки» итальянок, цыганок, украинок и т.п., которые охотно раскупались и репродукции с которых пользовались огромной популярностью на рубеже XIX–XX веков.
В 1891 году Маковский обратился к грандиозному замыслу исторической картины «Минин на площади Нижнего Новгорода призывает народ к пожертвованиям». Эскиз на этот сюжет был создан им еще в 1870-е годы. В 1891–1892 годах художник совершил поездки в Нижний Новгород для сбора материалов к картине. Работа над огромным полотном велась в Париже, где Маковский в 1893 году купил, ранее принадлежавшую В.В.Верещагину мастерскую в предместье Сен-Жермен. Законченную картину он представил на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это была последняя значительная историческая картина Маковского.
В 1897 году прошла персональная выставка Маковского в Обществе поощрения художеств в Петербурге, на которой было представлено 260 работ. В 1898 художник был избран действительным членом Академии художеств.
В 1902 году Маковский совершил поездку в Америку. Его картины уже были известны там и в особенности популярны были его портреты.
Последней крупной работой художника стало грандиозное полотно «Смерть Петрония» на сюжет романа Г.Сенкевича «Камо грядеши».
На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911).
К.Е.Маковский, прожив долгую, насыщенную событиями жизнь, скончался 17 сентября 1915 в результате несчастного случая. С переоценкой прежних художественных вкусов творчество Маковского перестало быть востребованным и живописец оказался надолго забытым. Однако его сложное творческое наследие оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX в. Будучи современником Репина, Сурикова, Васнецова, Маковский являлся художником иного творческого склада, но не в меньшей степени воплощал тенденции искусства и художественных вкусов своего времени.

В начале марта 1916 года в петроградских газетах появились объявления о «богатом» аукционе «имущества, оставшегося после смерти знаменитого художника и коллекционера профессора Императорской академии художеств Константина Георгиевича Маковского». Прошло всего полгода как художника не стало в результате трагического случая. Сбитый уличной пролеткой на одной из улиц Петроградской стороны, он получил тяжелую травму головы, от которой 17 сентября 1915 года скончался. Накануне своей гибели, он, еще будучи полон физических сил и творческой энергии, приступил к созданию новой картины, а вот теперь его вдова Марина Алексеевна Маковская устраивала аукцион по продаже всего, что до недавнего времени было частью его жизни.

Коллекция была выгодно продана. Вдова художника выручила за нее более полумиллиона рублей. Она купила имение «одной высокопоставленной особы» за 350 тысяч рублей, где «намеревается построить фамильный склеп, куда перенесет прах супруга из Александро-Невской лавры»31. В то же время в результате распродажи распался некий образ, своеобразный духовный портрет художника, составленный из мира его любимых вещей. Собрание, которое сыграло столь важную роль в формировании исторической живописи Маковского и которое опосредованно укрепляло чувство национального своеобразия, интерес современников к отечественным древностям, — было распылено.

Лишь небольшие фрагменты коллекции Маковского оказались в музеях. Ряд предметов приобрел Русский музей Императора Александра III. Они поступили в собрание Этнографического отдела (ныне Российский этнографический музей). Сюда попали разнохарактерные экспонаты: русская деревянная мебель, кованые и костяные ларцы, подсвечники, детали парадного женского костюма, пряничные доски, медная и деревянная посуда. Именно их мы узнаем в полотнах художника. Всего по списку, хранящемуся в Русском отделе музея, в его собрание с аукциона поступило более 20 вещей. Лучшие из них занимают постоянное место в экспозиции Этнографического музея.

Для Кости наоб[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]

Pages: 1 2 3 4 5 6 7


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Автор: Stas Zygar

Привет! С наступившим новым годом! Всем счастья.