Маковский Константин Егорович
Особое место в портретном творчестве Маковского 1870–1880-х годов занимают изображения детей. Это как правило сентиментальные, порой слащавые, кукольные образы, но отличающиеся блестящим исполнением. Он часто писал собственных детей Сергея и Елену, исполнял заказные семейные портреты («Портрет детей Стасовых»; «Дети господина Балашова»)
Стремясь участвовать как художник в актуальных событиях, Маковский в 1876 году отправляется на фронт русско-турецкой войны и делает зари¬совки, перемещаясь за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии. По следам этой поездки он написал картину «Болгарские мученицы» в манере парижского Салона. Тот же стиль культивирует Маковский в картине «Русалки», которая стала одним из самых популярных его произведений. Впоследствии эта линия творчества Маковского, ориентированная на вкусы большинства, была продолжена в картинах «Офелия», «Вакханалия», в декоративных панно для особняка ба¬рона С. П. фон Дервиза и др., где слащавость стиля сочеталась с эротическими мотивами.
Маковский был художником европейского уровня, это относилось и к его мастерству, и к направлению творчества. Одним из самых влиятельных факторов его творческого развития были ежегодные выставки парижского Салона, которые демонстрировали свежие художественные тенденции в европейском искусстве. Чуткость к модным веяниям была особенностью Маковского. Он работал в разных жанрах, впитывал приемы и манеру разных художников. Вследствие этого для творчества Маковского характерна эклектичность художественного языка. Он хорошо чувствовал потребности публики и стал лучшим выразителем запросов буржуазного столичного общества своего времени, вкусы которого были далеки от подлинных проблем художественного творчества.
Однако при всем отсутствии оригинальности в художественных образах и психологизма в портретах Маковский всегда оставался выдающимся колористом, обладавшим безошибочным чувством живописной среды, цветовой декоративной гармонии. Сохраняя в основе реалистический метод изображения, он обогащал его цветовым богатством, живым этюдным исполнением. Легкость, размашистость письма, свобода мазка, разнообразие фактуры живописи, непринужденный артистизм стали отличительными качествами работ Маковского, которые постепенно превратились в прием.
- За чаем. 1914 г.
- Араб а чалме. 1882 г.
- Русалки. 1879 г
- Перемещение ковра Мухаммеда из Мекки в Каир. 1875 г.
- Боярский свадебный пир в 17 веке. Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883 г. The Boyars’ Wedding.
- Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862 г.
- Иоанн III топчет ханскую басму. 1869 г.