Close

Карл Павлович Брюллов

Время чтения: 1 м

brullovКарл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге 12 декабря 1799 года в семье мастера художественной резьбы, преподавателя Петербургской Академии художеств — Павла Ивановича Брюллова. Отец оказал сильное влияние на выбор профессии сына, как впрочем, на всех семерых детей, пятеро из которых стали художниками. Первые уроки рисования Карл получил именно от отца.

Карл был очень болезненным мальчиком и до семи лет почти не вставал с кровати. Однако, отец не делал ему поблажек и заставлял рисовать наравне с остальными братьями. Если Карл что-то не успевал, то самым меньшим наказанием для него было остаться без еды. А однажды за подобную провинность отец так ударил ребенка, что Брюллов остался глухим на одно ухо на всю свою жизнь.

В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. С первого года обучения юный художник стал выделяться среди своих сверстников ярким талантом и серьезной подготовкой.

Первым произведением, заслужившим признания, стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В основе сюжета этой картины — греческий миф о прекрасном юноше, пленившемся собственным отражением в воде. За эту работу в 1819 году художник получил золотую медаль 2-й степени. В 1821 году за картину «Явление Аврааму трех ангелов» Карл Павлович удостоен Большой золотой медали.

В это время, Брюллов поселяется в мастерской своего брата Александра, который работает на строительстве Исаакиевского собора помощником у Монферрана. Художник зарабатывает на жизнь, выполняя портреты на заказ. По просьбе заказчиков, Карл создает произведения «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», получая за это право на пенсионерскую поездку для себя и брата в Италию на четыре года. Впоследствии, некоторые из заказчиков, войдут в Совет Общества поощрения художников.

В 1822 году Карл и Александр Брюлловы отправились в Рим для изучения искусства мастеров Эпохи Возрождения. Несмотря на то, что художник много времени посвящал обучению, вел активную светскую жизнь, за 12 лет, проведенных в Италии, он создал большое количество разнообразных произведений. В картинах «Итальянское утро» и «Итальянский полдень», которые Карл Брюллов написал для отчета Обществу поощрения художников, он обратился не к историко-мифологическим сюжетам, а к будничным сценам утреннего умывания и сбора винограда. Полотно «Итальянское утро» Николай I подарил императрице.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой,
удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини

В 1827 году на одном из приемов художник знакомится с графиней Юлией Павловной Самойловой, ставшей для него художественным идеалом, ближайшим другом и любовью. Вместе с ней Карл отправляется в Италию осматривать развалины античных городов Помпеи и Геркуланума, погибшие в результате извержения вулкана в 79 году н. э. К 1829 году Брюллов официально разорвал контракт с обществом поощрения художников. Возможно, этому способствовал заказ у Брюллова картины «Последний день Помпеи» Заказчиком картины был Анатолий Демидов, подаривший картину царю Николаю I. Три года художник собирал материал в археологических музеях и на раскопках, чтобы каждый написанный на полотне предмет соответствовал эпохе. Вся же работа над картиной продолжалась шесть лет. Когда в середине 1833 года произведение было представлено широкой публике, то оно вызвало взрыв восторга и преклонения перед художником. Ранее ни одной картине русской школы живописи не выпадала такая европейская слава. В 1834 году на выставках в Милане и Париже успех картины был потрясающим. В Италии Брюллова избирают почетным членом нескольких академий искусств, а в Париже ему была присуждена Золотая медаль.

Успех картины предопределил не только удачно найденный сюжет, отвечающий романтическому сознаю эпохи, но также и то, как Брюллов делит гибнущих людей на локальные группы, каждая из которых иллюстрирует тот или иной аффект — любви, самопожертвования, отчаяния, алчности. Показанная на картине губящая все вокруг сила, вторгшаяся в гармонию человеческого бытия, вызывала у современников мысли о кризисе иллюзий, о неосуществившихся надеждах. Это полотно принесло художнику всемирную славу.

В 1835 году Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I. Уезжая из Италии он оставил там свою любовь – графиню Самойлову. Первым русским городом, в который приехал художник, была Одесса.  В России Карл Павлович Брюллов стал героем. Его картина «Последний день Помпеи» была выставлена в Академии художеств. Его встречали с цветами и ликованием. Здесь происходит важные событие в жизни художника, его знакомство с Пушкиным.

В 1836 году Карл Павлович Брюллов становится профессором Петербургской Академии художеств. Работая в Академии, он много сил отдавал обучению молодых художников, создав целую школу своих последователей, так называемую «брюлловскую школу». Под влиянием творчества Карла Павловича выросли такие известные мастера как П. Федотов, Т. Шевченко и многие другие. Занимаясь с молодыми художниками, Брюллов в этот период также пишет около 80 портретов. Среди самых известных работ 1830-х годов — портреты В.А. Перовского (1837), сестер Шишмаревых (1839), Ц.В. и Пл.В. Кукольников (1836 и 1837), певицы А.Я. Петровой (1838). Также художник участвует в росписи строящегося Исаакиевского собора.

Личная жизнь оставляла желать лучшего. Он влюбился в 18-летнюю Эмилию Тимм, дочь рижского бургомистра, которая была виртуозной пианисткой. По одной из версий, накануне свадьбы она призналась жениху, что живет со своим отцом. Но, Карл был ослеплен любовью к Эмилии, и понадеялся, что искренние чувства сокрушат все преграды и ничто не сможет помешать их счастью. Они расписались, однако, после свадьбы последовала череда скандалов и  уже через 2 месяца Брюллову пришлось расторгнуть брак. Вскоре в Россию возвращается графиня Самойлова. Брюллов выходит из угнетенного состояния. Художник пишет ее парадный портрет — картину «Графиня Ю.П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (1841).

В 1847 году тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали Брюллова к постели. Тем не менее, даже будучи больным, художник продолжал много работать. Замечателен его «Автопортрет», написанный в 1848 году.

В апреле 1849 года по настоятельному совету врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не приносило. Художник пишет несколько портретов, среди которых наиболее известен портрет археолога и ориенталиста Микельанджело Ланчи (1851). Но удовлетворения от работы Брюллов не получал. Весной 1852 года живописец переезжает в местечко Марчиано под Римом. 23 июня 1852 года великий русский художник Карл Павлович Брюллов уходит из жизни.

 

 


Поделитесь статьей «Карл Павлович Брюллов»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Автор: Зайгер

Президент говорит, что я гражданин великой страны; Генерал, что защитник отечества; налоговый инспектор называет налогоплательщиком, а я молчу. Мне повезло жить среди гениев.