Close

Альма-Тадема Лоуренс. 1836-1912 года

Сэр Ло́уренс А́льма-Таде́ма (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema [ˈælmə ˈtædɪmə]; 1836—1912) — британский художник нидерландского происхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи. В 1860-е годы сюжеты картин брал преимущественно из истории эпохи Меровингов, затем переключился на темы древнего Египта, далее перешёл на античную тематику. За всю свою жизнь создал 408 полотен, из которых более 300 были изображениями античности. При этом он изображал своих современников, поставленных в классические декорации; поэтому его картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Великобритании, о чём свидетельствует и факт присвоения ему рыцарского звания в 1899 году. После кончины Альма-Тадема вышел из моды и был забыт, только в 1960-е годы с подъёмом интереса к салонной и декоративной живописи, был оценён его вклад в развитие британского и мирового искусства.

Становление

Лоуренс Альма Тадема родился 8 января 1836 года в небольшой деревне Дронрийп, в Фрисландии на севере Нидерландов. Шестой ребёнок деревенского нотариуса Петера Тадема и третий ребёнок от его второй жены — Хинке Диркс Брауэр, которая была сводной сестрой первой жены П. Тадема. Тадема — старая фризская фамилия, означающая «Адамов сын». Имена Лоуренс и Альма были даны его крёстными, но после переезда в Великобританию второе имя было включено в фамилию, чтобы в каталогах выставок оказываться в самом начале.

В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Мать имела склонность к искусству, и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими сводными братьями у местного художника. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. В 1852 году он поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года. Главным его наставником был Эгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении. Он также ассистировал профессору Людвику Яну де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма; их сотрудничество длилось около трёх лет.

В ноябре 1858 года Альма-Тадема стал работать с художником Хендриком Лейсом, чья школа была одной из самой известной в Бельгии. Под его руководством Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу — «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Успех работы заложил основу дальнейшей популярности художника, картину одобрили не только критики и коллеги по художественному цеху, но и король Леопольд.

Бельгийский период. Переезд в Англию

В начале 1860-х годов любимой темой Альма-Тадема была эпоха Меровингов. Однако эти картины не пользовались большой популярностью, несмотря на романтические сюжеты и уверенную передачу чувств. Художник переключился на темы из истории древнего Египта. С 1862 года Альма-Тадема оставил мастерскую Лейса и с тех пор работал самостоятельно, постепенно сделавшись академическим художником европейского уровня.

В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен[5]. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. У супругов было трое детей, но единственный сын скончался через несколько месяцев после рождения от оспы. Дочери — Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943), имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая — художницей; обе так и не вышли замуж. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах, известны также три её портрета. Поездка в Италию радикально меняет тематику работ Альма-Тадема, отныне он разрабатывал сюжеты из античной истории Греции и древнего Рима.

В 1864 году Альма-Тадема познакомился с Эрнестом Гамбаром — влиятельным бельгийским издателем и продавцом произведений искусства. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию в 24 полотна и устроил первую выставку в Лондоне. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра — Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году.

Проблемы со здоровьем заставили Альма-Тадему переехать в Англию — бельгийские врачи оказались не в состоянии поставить диагноз. По рекомендации Гамбара, в декабре 1869 года художник прибыл в Лондон, где был принят в доме художника Форда Брауна. В доме Брауна он встретил свою будущую вторую жену — Лауру Терезу Эппс, свояченицу Брауна.

С началом франко-прусской войны Альма-Тадема окончательно перебирается в Англию с дочерьми и сестрой. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Отец — доктор Эппс, поначалу был против их отношений — художнику было 34 года, его ученице — 18, но в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Лаура сама стала известной художницей, и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). Второй брак Альма-Тадема был бездетным.

Альма-Тадема — викторианский живописец

С 1870 года Альма-Тадема постоянно проживал в Великобритании, где состоялась его карьера, жило большинство его заказчиков; он стал одним из самых известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи. С женитьбой, он был принят в круг прерафаэлитов, под их влиянием изменилась его палитра — она стала более светлой, изменилась и техника письма.

В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов) — в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». Лаура Альма-Тадема также стала известной художницей, чья художественная манера очень похожа на мужа, подписывалась она той же фамилией, но не ставила каталожного номера опуса.

В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии. В Италии они много времени проводили на археологических раскопках в Помпеях, а также приобрели и сделали множество фотографий, что наряду с большой исторической библиотекой, было важным источником для работы художника. В 1873 году Альма-Тадема получил официальное письмо королевы Виктории, предоставлявшее ему право постоянного проживания в Великобритании. Во время поездки в Италию в январе — апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работе парижского Салона 1876 года. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членом Королевской Академии художеств.

19 июня 1879 года Альма-Тадема получил звание полного академика Королевской Академии художеств, что было самой значительной из его наград. В 1882 году он организовал в галерее Гросвенор в Лондоне большую ретроспективную выставку, на которой были представлены 287 работ. Отзывы критиков были противоречивыми, отрицательные эмоции вызывали «излишние археологические подробности» и сухость в передаче эмоций.

Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях. На раскопки он наведывался ежедневно в течение нескольких месяцев, что стало источником почти досконального знания жизни обитателей Древнего Рима. Его работы включали такое количество точных деталей, что некоторые критики обвиняли его в том, что жанровые картины более всего напоминали музейные каталоги. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин — «Розы Гелиогабала». Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Картина писалась в течение четырёх месяцев зимой, причём в течение всего этого времени художнику еженедельно присылали свежие розы с французской Ривьеры и даже из Африки.

Хотя Альма-Тадема в первую очередь прославил себя как автора жанровых сцен из жизни античности, но он был и успешным портретистом, писал пейзажи и акварели, а также делал офорты, чаще всего — репродукции собственных произведений.

Позднее творчество и последние годы жизни

В 1883 году Альма-Тадема переселился в новый дом, который был построен в древнеримском стиле, и точно соответствовал античным канонам. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Из-за хлопот с оформлением дома и навязчивого перфекционизма, производительность труда художника снизилась; ухудшилось и здоровье. Тем не менее, в 1889 году Альма-Тадема был удостоен Золотой медали на Всемирной выставке в Париже, в 1890 году он был избран почётным членом Драматического общества Оксфордского университета, а в 1897 году — Большой золотой медали на международной выставке в Брюсселе. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. В числе его предшественников были Рубенси Ван-Дейк. В 1900 году при проведении очередной Всемирной выставки в Париже он помогал в организации британской секции, и выставил две своих работы, которые получили большую золотую медаль. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Он продолжал путешествовать: зимой 1902—1903 годов совершил длительную поездку в Египет, где был свидетелем открытия первой Асуанской плотины.

Помимо живописи, Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок, создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. И в 1900-е годы он сохранял творческую активность, продолжал создавать большие картины, например «Обнаружение Моисея» (1904).

В последние десятилетия жизни творческая манера Альма-Тадема испытывал влияние европейских символистов, и сам он оказал определённое воздействие на Густава Климта и Фернана Кнопфа.

15 августа 1909 года в возрасте 57 лет скончалась вторая супруга Альма-Тадема — Лаура. Её кончина стала тяжёлым ударом для художника, он пережил её менее чем на три года. Окончив свою 408-ю картину «Приготовления в Колизее», летом 1912 года Альма-Тадема отправился в сопровождении дочери Анны в Висбаден, с намерением подлечить язву желудка. 28 июня 1912 года он скончался в возрасте 76 лет. Захоронен был в Соборе св. Павла в Лондоне.

Источник:

Булгаков Ф. И. Знаменитые художники XIX века. Альма Тадема и его произведения. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1897.

Карпова Т. Л. Генрих Семирадский: Альбом. — СПб.: Золотой век, 2008.

Мировое искусство. Прерафаэлитизм / Сост. И. Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.

Шестимиров А. Альма-Тадема: Альбом. — М.: Белый город, 2012.

Barrow Rosemary. Lawrence Alma-Tadema. — Phaidon Press Inc, 2001.

Vern Swanson. Sir Alma-Tadema: The Painter of the Victorian Vision of the Ancient World. — London: Ash & Grant, 1977.

Christopher Wood. Victorian Painting. — Boston, New York, London: Bulfinch Press Little, Brown and Company, 1999.

Russell Ash: Alma-Tadema, Shire Publications, Aylesbury, 1973,

Russell Ash: Sir Lawrence Alma-Tadema, Pavilion Books, London, 1989; Harry N. Abrams Inc. New York, 1990

Swinglehurst, Edmund: Lawrence Alma-Tadema, Thunder Bay Press, Canada, 2001

Gerald Reitlinger: The Economics of Taste, Vol I: The Rise and Fall of Picture Prices 1760—1960, Barrie and Rockliffe, London, 1961

Музыка: Hamza-Dekeli-Gulumcan.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Автор: Зайгер

Здравствуйте! Молчанье золото, поэтому читайте между строк. Сайт для тех, кто в жизни любит сам процесс. Присоединяйтесь к группе, будете в курсе.