Close

Абрам Ефимович Архипов

Время чтения: 1 м

Абрам Ефимович Архипов родился 15 августа 1862 в крестьянской семье, в селении Рязанской губернии. С детства Архипов любил рисовать, рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно», как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову году подготовиться и поступить в это училище в 1876, где он учился под руководством В.Г.Перова, В.Д.Поленова и В.Е.Маковского.

Архипов учился с огромным упорством и рвением, много работал самостоятельно. Каждое  лето уезжал в родное село Рязанской губернии. На его этюдах запечатлены различные эпизоды жизни простых крестьян: «Лед прошел», «Прачки».

Работы Архипова  получили награды на выставках. Его ранние произведения, такие как «Пьяница», «Деревенский иконописец» представляют собой скромные бытовые этюды в духе передвижников. Уроки Перова, призывавшего художников изображать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром.

В 1883 году, по прошествии семи лет учебы в Училище, художник решил продолжить свое обучение в Академии художеств. Но, несмотря на то, что его живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и  рисунки были признаны образцовыми, Архипов покинул Академию и вернулся в Московское училище где начал творческий путь как художник-жанрист, явный преемник и последователь своего учителя.

С сентября 1884 по февраль 1886,  Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где повышал свое профессиональное мастерство. В 1887 г. за картину «Посещение больной» молодой художник удостоился серебряной медали.

Своеобразным итогом  ученического периода  является картина «Посещение больной». На картине изображена мать художника. С опущенной головой, уставившись в одну точку, сидит больная женщина в полутемной избе, на сломанной кровати.  Рядом примостилась соседка, пришедшая проведать больную. Позы, скорбные лица — все говорит о покорности и  безнадежности. Только лучи  света, врывающиеся врывается в открытую дверь, как бы напоминают о  том, что где-то есть еще надежда, красота и радость.

[customscript]guglrek728x90[/customscript]

В 1890 году  Архипов был принят в действительные члены Товарищества передвижных выставок. В том же году на свет появилось одно из наиболее известных  полотен  художника «По реке Оке». На картине изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами.

В 90-е годы Архипов пишет  картины преимущественно на воздухе — он вывел своих героев из маленьких душных мастерских и комнат на залитые солнцем луга, на широкие просторы Волги, на покрытые сочной зеленью лужайки.

В последствие, произведения  Архипова наполняются драматическим содержанием. Первой из таких работ была картина – «По этапам». Она  посвящена  новой теме для художника — трагической судьбе крестьян, разоренных и нищих, изнуренных бедностью и тяжелой работой. Покорные, молчаливые, они терпеливо несут свой крест.

В картине «Поденщицы на чугунолитейном заводе» Архипов затрагивает одну из острых тем XIX века — горькую судьбу русской женщины. Он как бы сочувствует  своим героиням, работающим от зари до зари.

К числу наиболее известных и самых значительных произведений Архипова относится картина «Прачки».  Замысел этой картины возник после посещения им прачечных близ Смоленского рынка в Москве. Когда картина была почти закончена, художник обратил внимание на сидящую старуху-прачку.  По воспоминаниям самого художника, он «увидел старую женщину… устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть… Все живописно — пар клубится, усталость старухи…».

Потрясенный увиденным, художник решил начать новый холст. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Эта картина — свидетельство новых колористических исканий художника.

В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи. На них предстает величественная природа, с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, покосившимися избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря. Он с огромным увлечением работает над картинами «Северная деревня», «Лодочная пристань на Севере», «На Севере». В серой, строгой гамме полотен заключено удивительное цветовое богатство.

После 1917 стиль и тематика творчества Архипова не претерпели существенных изменений. Архиповские «крестьянки в красном» воспринимались как воплощения преемственности тех традиций «народности», к которым апеллировали противники арт-авангарда, призывавшие следовать «заветам передвижников», колорит же обеспечивал известного рода революционный пафос.

Его «крестьянки» одеты в национальные яркие одежды, с вышитыми платками и бусами. Портреты отличаются декоративностью, мажорностью красочной гаммы. Излюбленными цветами художника  становятся красные, интенсивно-розовые тона.

С 1894 Архипов занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1924 года он являлся членом Ассоциации художников революционной России. В 1927 году, Архипов был награжден званием народного художника Республики.

Годы жизни 1862-1930.

Источник:

И. Н. Баршева, А. Е. Архипов. — Л., 1974.

И. Ненарокомова, Солнечные полотна А. Архипова, М., 1982.

Читайте также: Котарбинский Вильгельм Александрович

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Автор: Зайгер

Президент говорит, что я гражданин великой страны; Генерал, что защитник отечества; налоговый инспектор называет налогоплательщиком, а я молчу. Мне повезло жить среди гениев.